Основополагающим нормативным правовым актом в сфере борьбы с коррупцией является Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».
В связи с актуальностью темы противодействия коррупционным проявлениям доводим до сведения населения и предпринимателей следующую информацию.
Под коррупцией в современном российском праве понимается злоупотребление служебным положением или полномочиями, дача взятки, получение взятки, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами или же совершение указанных деяний, от имени или в интересах юридического лица.
Федеральное законодательство возлагает на организации обязанность разрабатывать и принимать меры по предупреждению коррупции.
Речь идет о любых организациях, то есть юридических лицах. Юридическими лицами считают организации, которые имеют обособленное имущество и отвечают им по своим обязательствам, могут от своего имени приобретать и осуществлять гражданские права и нести гражданские обязанности, быть истцом и ответчиком в суде, зарегистрированы в едином государственном реестре юридических лиц в одной из организационно-правовых форм, предусмотренных гражданским законодательством.
В числе антикоррупционных мер в организации могут быть определены подразделения или должностные лица, ответственные за профилактику коррупционных и иных правонарушений, разработаны и внедрены в практику стандарты и процедуры, направленные на обеспечение добросовестной работы организации и другие.
Министерством труда и социальной защиты РФ приняты Методические рекомендации по разработке и принятию организациями мер по предупреждению и противодействию коррупции, которые предложены для обеспечения работы по профилактике и противодействию коррупции в организациях независимо от их форм собственности, организационно-правовых форм, отраслевой принадлежности и иных обстоятельств.
Как показывает практика прокурорского надзора, юридическими лицами неохотно исполняются требования законодательства о противодействии коррупции.
Обращаем внимание руководителей организаций и населения, что указанное бездействие является несоблюдением требований федерального законодательства в указанной сфере, что влечет за собой существенное нарушение закона.